клинические поводы обращения:
- Неврозы отношений, осложненные психологическими трудностями в создании и сохранении отношений: любовная или сексуальная зависимость, избегание близких отношений, созависимость, супружеская неверность,др.
- Неврозы характера: «трудный» характер, нарциссизм, шизоидность, др.
- Трудности сексуальной идентичности: гомосексуализм, транссексуализм,
- Истерические неврозы - сопровождаются эмоциональными и поведенческими проявлениями – эгоцентризм, артистизм, резкая смена настроения, неестественность; а также сопровождаются физиологическими симптомами – «ком» в горле, боли (без паталогии) в области сердца, сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, преходящие нарушения слуха, речи, зрения, панические атаки.
- Неврозы навязчивых состояний (обсессивно-компульсивные неврозы): навязчивые действия, порядок, педантичность, ритуалы; навязчивые мысли, страхи, загрязненпия, суеверия, причинения вреда, жестокие сексуальные идеи или мысли, образы, др., физиологические симптомы.
- Фобические неврозы/фобии: агорафобия, клаустрофобия, аэрофобия, др.
- Нарушения в сексуальной жизни: фригидность, преждевременная эякуляция, аноргазмия, болезненный половой акт, вагинизм, нарушение эрекции и др.
- Тревожные неврозы: панические атаки, вегетативные кризы;
- Депрессивные состояния: расстройства настроения, тоска, раздражительность, бессонница, физиологические симптомы: боли неизвестного происхождения, запоры, диареи и др.
- Импульсивные неврозы: анорексия/булимия, зависимости: наркомания, алкоголизм и др.
- Органные неврозы (психосоматические расстройства): гастриты, язва желудка, колиты, бронхиальная астма, инфаркт, мигрень, сахарный диабет и др.
Некоторые заметки о симптомахО депрессии" Что же такое его (ее) настолько печалит? У него (нее) есть все, чтобы быть счастливым (ой)≫, поражаясь тому, что ≪счастье≫ не является эффективной вакциной или пилюлей от депрессии.. ≪Скорбящие≫ обычно себя лучше чувствуют, когда преодолевают реальные трудности, порой тяжкие, в том числе и объективные, особенно болезненный траур. Странная загадка, противоречивое, парадоксальное непонятное, если не беспокоящее замечание. В то же время психоанализ нам просто объясняет, что мазохистическая и бессознательная потребность в наказании у подавленных или депрессивных пациентов естественным образом удовлетворяется реальным несчастьем. Биологическая терапия, которую они развивают, есть не более чем симптоматическая терапия, ≪химическая смирительная рубашка≫ - острое словцо, удачно найденное уже в 60-е годы…Психоаналитическая практика демонстрирует нам, что депрессивность и депрессия развиваются на уже подготовленной и благоприятствующей почве, иными словами, в рамках определенной структуры, определенной личностной организации. Депрессия не просто случается, к ней нужно иметь предрасположенность. Вопрос заключается в том, чтобы выяснить происхождение этой предрасположенности… У депрессивных пациентов, какого бы типа не была их депрессия, можно обнаружить симптомы, которые можно было бы назвать ≪родовыми≫. Помимо всегда встречающейся психомоторной заторможенности на первый план часто выходит чувство малоценности, выраженное идеями разрушения, недостойности, стыда, вины... за настоящие или прошлые, часто воображаемые ≪ошибки≫ или ≪проступки≫. Эти идеи, свидетельствующие о глубоких изменениях процессов мышления, могут доходить до бреда и приводить к суицидам, весьма рискованным при любых настоящих депрессиях. Что означает это самоуничижение, эта утрата самоуважения, реально определяющая феноменологию депрессии? Реальный смысл депрессии — внутренний траур, утрата нарциссического объекта, образущего Самость, т.е. чувства ценности. Испытываемое страдание существенным образом связано с обесцениванием нарциссического образа себя самого, каким бы не был фактор стечения обстоятельств. Это то, что лучше объясняет страх быть покинутым или страх утраты объекта, который характеризует экономию депрессии, а скорее так называемое ≪анаклитическое≫ объектное отношение (от греческого ≪анаклинейн≫, означающее ≪опираться на≫ или ≪о≫ другого), представляющее собой нечто вроде позитивной попытки постоянного восполнения испытываемой внутренней нехватки. Но внутренний нарциссический объект у депрессивных иили подавленных субъектов никогда не был установлен, во всяком случае полным и удовлетворительным образом. Траур, видимо, это в большей степени недосоздание, нежели утрата, что функционально, если не структурно, сводится к одному и тому же. К этому следует добавить, что, установившись в раннем детстве во время развития психики, это ≪недосоздание≫, зависящее от причин, на которых мы не можем здесь задерживаться (главным образом несостоятельность или осложнения ранних отношений на нарциссическом уровне), имеет в силу этого исторический характер. Депрессивность, нарциссическая ≪болезнь≫, совершенно так же как и депрессия, является расстройством развития нарциссизма. У личностей данного типа она смогла стать постоянной, т.е. структурной."- из книги Ж.Бержере "Психоаналитическая психопатология" Клинические проявления некоторых пограничных состояний: 1. присутствует хроническая диффузно плавающая тревога, которая может выступать в качестве сопротивления психоаналитическому лечению 2. полисимптомный "невроз" демонстрирует несколько невротических симптомов: -множественные фобии (к собственному телу - страх покраснения, страх публичных выступлений, страх постороннего взгляда) -фобии, которые включают переходные элементы к обсессивному неврозу - страх загрязнения, страх заражения -фобии, которые включают параноидные тенденции и жесткие социальные ограничения. Так, тревога, множественные фобии, обсессивно-компульсивные симптомы, которые приобрели качество сверхценных мыслей и действий, где сверхценность - это убежденность человека в какой-то идее, но только в фантазии, без реализации ее в реальности. Человек все-таки пытается избавиться от таких идей с помощью рационализации - объясняя себе и другим зачем он что-то делает и почему он так считает. Таким образом, развивается система рациональных рассуждений. -множественные разработанные или странные конверсионные симптомы (телесные симптомы) -ипохондрия - чрезмерная озабоченность собственным здоровьем и хронический страх болезни, поиск болезней и походы к врачам для постановки конкретного диагноза -многое другое Невроз навязчивых состояний: "Здесь мы сталкиваемся с совершенно безумной паталогией, самое изощренное психиатрическое воображение не смогло бы создать что-нибудь подобное, и, если бы мы своими глазами не видели пациента ежедневно в таком состоянии, трудно было бы поверить в его существование" (Фрейд). "Безумие" принимает форму нелепости, легко затрагивая самые обычные действия повседневной жизни: сон, умывание, уборку, одевание, приготовление к выходу из дома, ходьбу...и при всех подобных действиях, для выполнения которых достаточно было бы нескольких движений, устанавливается церемониал настолько принудительный, насколько и сложный, причем ежедневный; ритуалы превращают навязчивый невроз в частную религию. Мытье рук по двадцать раз в день, застилка и перестилка постели, пока не останется ни одной складки, проверка перед выходом из дома фотографии детей на тумбочке, оцекна ее положения в соотвестствии с биссектрисой угла, избегание при хождении линий на паркетном полу, проезд только направо от запрещающих знаков...Никаких мыслей, только проверка, счет, колебания, затягивание времени. За кажущимся отсутствием смысла всегда находится смысл, который не всегда удается распознать во врем анализа. Амбивалентность, заставляющая ненависть соприкоснуться с любовью столь близко, привносит свой щедрый вклад в образование симптомов: изолировать, отдалить, противопоставить, не допустить контакта репрезентаций вещей и мыслей. Невозможно ненавидеть то, что любишь, не чувствуя при этом мучительной вины, навязчивый невроз является экспертом в своем деле, он мучает совершившего преступление до невыносимой боли и пытается предотвратить новое преступление накануне его совершения, где нет места богохульству, которое может одним словом уничтожить скрупулезно построенную мораль: "Если иконка накренилась, я пропал!" Иногда нам удается реконструкция "первосцены" невроза. Ребенка посадили на горшок намного раньше положенного срока. Он подчиняется тираническому приказу: "Сохраняй чистоту!" - но делает это по-своему, скорее удерживая в себе и сохраняя, чем выдворяя, отдавая. В отличие от запора истерического больного, который можно устранить с первых минут психоанализа, больной навязчивым неврозом страдает запорами всю жизнь. Характер такого больного - упрямый, собранный... - он распространяется также на движения тела. А сексуальная жизнь сопряжена для него с угрозой столкновения с загрязнениями, потом, нечистотами и смешением отверстий. При навязчивом неврозе анус является главным половым органом, который следует избегать, отличая верх и низ, душу и тело; сама мысль, которой отдаются полностью, превращается в сексуальную деятельность. Ребенок, посаженный на горшок, экономит свои фекалии, но не скупится на слова, он рано начинает "говорить, говорить, ничего, кроме слов...", психоаналитическая абстиненция ему подходит, как перчатка, он просит еще и еще." /Жак Андре "Сто слов психоанализа" Гарри Гантрип так описывает переживания пациентки в своей книге "Шизоидные явления, объектные отношения и самость": ...Пример пациентки, описывающей себя как пребывающую в депрессии, когда она в действительности была шизоидом, может быть здесь полезен. Она начала сессию следующими словами: «Я нахожусь в крайней депрессии. Я просто сижу и не могу встать с кресла. Будущее пусто, я не вижу в нем никакой цели. Я чувствую ужасную скуку и хочу больших изменений. Я чувствую безнадежность, покорность, отсутствие выхода, тупик. Хотелось бы мне знать, как я смогу передвигаться и справлюсь с данным состоянием». (Аналитик: «Ваше решение состоит в том, чтобы все заглушить, ничего не чувствовать, отказаться от любых реальных эмоциональных взаимоотношений с людьми и просто механически “делать дела”, быть роботом».) Ее реакция ясно высветила шизоидную черту: «Да, мне все безразлично, я ничего не замечаю. Затем я чувствую тревогу, поняв, что так себя вести опасно. Если я не заставляю себя что-либо делать, то просто сижу, не испытывая ни тревоги, ни какой-либо заинтересованности». (Аналитик: «Таковы ваши реакции и в ходе анализа по отношению ко мне: не поддаваться воздействию, не быть чем-либо взволнованной, не реагировать на меня».) Ее ответ: «Если бы я что-либо испытывала, то ощутила бы крайнее раздражение в ваш адрес. Я ненавижу вас и питаю к вам отвращение за то, что вы заставляете меня переживать подобные чувства. Чем более я втягиваюсь в отношения с вами, тем большей дурой, которой наносят тайный вред, я себя чувствую». Простой факт присутствия аналитика как другого человека, с которым ей приходилось быть эмоционально искренней, т.е. выражать то, что она действительно чувствовала, вызвал у нее эмоциональный кризис, с которым она могла справиться, лишь уничтожив данные взаимоотношения. Поэтому ее главной защитой от тревоги было решение не вступать в эмоциональный контакт, быть недоступной и держать всех на расстоянии. Однажды она сказала: «Я скорее стану ненавидеть, чем любить вас», однако ее настрой был еще более фатальным. Она не могла ни любить, ни ненавидеть, она вообще не могла ничего чувствовать, и внешне на сессиях часто казалась ленивой, испытывающей скуку, занимающей позицию невмешательства". психоаналитик Екатерина ШаруноваПсихоаналитическая психотерапия очно и онлайн
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ