В своей книге «Игра и реальность» Дональд В. Винникот говорит о том, что предшественником индивидуального эмоционального развития человека является лицо матери. Когда ребенок смотрит на лицо матери, он ожидает увидеть себя. Если мама не может это сделать словами или передать малышу его отражение в ее глазах, ее лице, а вместо этого передает свое настроение или устойчивость своих защитных реакций, то эти дети могут переживать длительные периоды того, что сами отдают, но не получают обратно. Это означает, что они смотрят и не видят самих себя. Чтобы вернуть ситуацию к норме, девочки могут, когда разглядывают себя в зеркале, успокаивать и обнадеживать себя тем, что там – «мамин образ и мама может видеть ее, мама с ней в гармоничном контакте». Когда юноши и девушки ищут красивого партнера, чтобы влюбиться, это уже признак накопившихся сомнений в бесконечности любви и заботы со стороны их матерей. Поэтому мужчина, влюбившийся в красотку, сильно отличается от того, кто любит девушку/женщину и, который чувствует, что она красива и видит ее красоту.
Винникот приводит пример из жизни своей знакомой, которая замужем и у нее три прекрасных сына. Эта женщина поддерживает мужа в его занятиях творческой и важной работой. В личном плане эта женщина всегда близка к депрессии и вредит супружеской жизни тем, что просыпается каждое утро в состоянии отчаяния и безнадежности. Она ничего не могла с этим сделать, никак повлиять на это состояние. Разрешение от такой парализующей депрессии просходило каждое утро, когда нужно было заставить себя встать с кровати, умыться и одеться, тогда она могла «навести марафет», в буквальном смысле, «надеть на себя лицо». И лишь в этом она чувствовала себя обновленной, могла быть в контакте с окружающим миром и выполнять свои семейные обязательства. Эта очень умная и ответственная женщина на каждую неприятность реагировала обострением хронической депрессии, которая переросла в хроническое физическое заболевание и закончилось инвалидностью. Психика человека в свете психоанализа
Психоанализ представляет собой метод глубинной психологии – того, что стоит за сознанием человека - что не осознается. Это сила, которая «ведет» нас в жизни и часто можно услышать такие фразы: «не знаю, почему я так сделал, как будто что-то заставило, это было сильнее меня и т.д.…» - все это объясняет мысли, поступки, не поддающиеся объяснению. Причем в психоанализе есть основа, посредством которой происходит понимание личности, которая представлена психическим аппаратом человека, включающее Оно, Я и Сверх-Я.
На первом месте стоит Оно – берет начало из физиологии, потребностей, инстинктов самосохранения и самореализации, захватывает всю область сексуальности. На втором месте находится Я – часть, которую мы показываем людям, находится в согласии с моралью и обществом. Третье место занимает Сверх-Я, которое воплощает интимную мораль человека и его судью. Фраза «я больше не могу, это сильнее меня» демонстрирует бессознательное - Оно (силу, которую человек не осознает), а также напряжение, которое вызывает эта сила в связи с тем, что человек что-то терпит, а это показывает начало развития внутреннего конфликта. Таким образом, две силы Я и Оно сталкиваются и, в результате появляется ощущение напряжения. С одной стороны, Я слишком сурово по отношению к сильному Оно, с другой стороны - Я оказывается сдавленным Оно, вследствие чего возникает страдание Я, которое может проявляться в виде физических или психологических симптомов.
Изучение механизмов психологии показывает, что функционирование нашего тела вызывает формирование потока потребностей и инстинктов (влечений). Этот поток З.Фрейд назвал либидо. Для человека либидо представляет собой сильнейший жизненный порыв, который влечет реализовать собственный человеческий тип и реально воплотить себя в материальном и духовном плане, то есть то, о чем человек мечтает, (духовный план) и, что воплощает в жизнь (материальный план). Вот почему многие люди, которые отказались от своих помыслов в юности, в зрелом возрасте жалеют о том, что не смогли осуществить свою мечту и свой жизненный порыв, рационально объясняя, что можно устроиться в жизни лучше и отказывались от своей затеи. Таким образом, либидо можно назвать творческим порывом, который движет человеком всю жизнь.
Говоря о человеке, нельзя упускать из виду природную сексуальность. Причем сексуальность не стоит понимать только в прямом смысле слова, она «является в природе естественным проявлением креативности» так как у человека креативность берет начало в физиологических влечениях. Это такая же сила, которая «движет» человеком во всех направлениях творческой плодовитости: стремление к сексуальной цели, а также к высшей духовной цели и эмоционально-чувственных проявлениях (плодах творчества). Поэтому важно понимать, что человек, который подавляет такую силу в каком-либо направлении, закрывает возможность реализации собственного потенциала, который есть изначально в каждом из нас.
Причем все, что может помешать проявлению различного рода активности - критика и непринятие физических, духовных порывов, смелости мышечной активности, проявление любопытства и т.д. в детском возрасте, а особенно по достижению возраста генитальной сексуальности (12 лет) отразится во взрослом возрасте на творческом развитии мужчины или женщины.
Такие проявления человека регулируются принципом удовольствия/неудовольствия. Как любое живое существо человек ориентирован на то, что приносит удовольствие, хорошее или лучшее самочувствие, в результате чего он становится упорным в достижении чего-то, что, может быть не сразу, а потом принесет ему удовольствие. Если что-то вызывает неудовольствие, то человек отворачивается от этого, отказываясь от привлекательной для него деятельности.
В психоанализе также существует термин сублимация – это так называемое направление либидо на достижение отдаленных целей человека, когда инстинкты поставлены на службу творчества и появлению плодов этого творчества. Таким образом, все достижения нашей цивилизации носят характер сублимированной энергии либидо. О последствиях инцеста.
В своем «Клиническом дневнике» Шандор Ференци описывает состояние после совращения ребенка в раннем возрасте как адаптирующееся перед сложной задачей путем полной идентификации с агрессором. Поведение взрослого человека (молчание, отрицание, тревожное поведение), который обладает властью после совершения такого акта в отношении ребенка, добавляется к угрозам в адрес ребенка и создает условия для осознания им (ребенком) вины и его (ребенка) соучастия в произошедшем. Немаловажный вклад в чувство вины, которое характерно для постсексуальной реакции, может быть то обстоятельство, что гениталии ребенка обладают свойством реагировать на их стимуляцию чувствами телесного удовольствия. То удовольствие, которое испытывается в сексуальном процессе и, которое ребенок не в состоянии отрицать, вызывает склонность чувствовать себя ответственным или соучастником таких событий жизни. Кроме того, фактору вины способствует то, что ребенок безобидно кокетливо ведет себя, показывая себя, прикасаясь и т.д., в конечном итоге, воспринимая себя соблазнителем взрослых и совсем не ожидая реальных сексуальных отношений с этим взрослым. Тогда в происходит ужасный конфликт между реакцией органа, который характеризуется удовольствием, и психической защитой. В таком случае эта сцена совращения может быть регрессивно закрыта, например, рвотой или может быть использована истерическая конверсия для избегания еще более сильного неудовольствия от сознательного психического переживания произошедшего. Такая истерия составляет основу всех шоковых неврозов, хотя позже может перекрываться обсессивно-невротическими или параноидными психотическими симптомами как и определенными чертами характера. Ошибочные действия
Мужчина собрался нанести своей матери очередной еженедельный визит, который при всей занятости на службе он не пропустил ни разу. Занятый самодовольными мыслями о себе как «хорошем сыне», мужчина спускается в метро, путает перрон и садится в поезд, следующий в обратном направлении. Оплошность, ляпсус, неуклюжесть, ошибка, забывчивость…эти неудачные ошибочные действия, акты, промахи на самом деле неудачными не являются. Каждый из них свидетельствует об удаче бессознательного, которому в обход слов или движений удается обмануть сверхбдительность сознательного и преодолеть барьер запрета или цензуры. Ошибочное действие, которое не может быть ни увиденным, ни распознанным, никак не может быть приписанным случайности, промах является таким бессознательным проявлением, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Поскольку сновидение может перенести нас в неизведанные просторы, оно придумывает такие небылицы и заставляет нас испытать такие эмоции, которые, казалось бы, нам не ведомы; сновидение без особого труда убеждает нас в том, что «Я – это другой», что целостность «Я» является иллюзией, что психическая личность расчленена. Никто посторонний не является автором наших собственных сновидений. Но ляпсус, промах могут стать его автором или, по крайней мере, соавтором, им это разрешается, поскольку это совершается исподволь, вполсилы, как если бы они тут были ни при чем. Его союзником является усталость. Ошибочным действием можно объяснить все мелкие неудачи повседневной жизни, несчастные случаи, исчезновение или соскальзывание идей, случайное поскальзывание на лестнице, оговорку, произнесение не того слова. Под покровом этих мелочей исполняется любовное желание, бессознательная ненависть находит свой объект. Преступление приводит к наказанию, пусть даже это преступление не было совершено в реальности, но вы к нему втайне все же стремились. Ошибочное действие всегда свидетельствует об истине, которую мы предпочли бы не знать. Не существует «внутренней случайности». Так, пребывая под бременем постоянно накапливающихся неприятностей, размышляя, что же он такое сделал, чтобы заслужить все это, думая, не слишком ли много он платит по счетам, мужчина набирает на домофоне код квартиры, где его ждет психоаналитик. Путая цифры, он набирает код своей банковской карточки./Жак Андре «Сто слов психоанализа». О комплексе кастрацииВ своей статье «Формы выражения женского комплекса кастрации» Карл Абрахам описывает некоторые случаи из психоаналитической практики. Одна пациентка увидела во сне себя и других женщин, носящей огромный пенис, украденный ими у животного. Это напоминает невротические импульсы к краже – клептомании, где ребенок чувствует себя обделенным, обойденным подарками либо еще как-то ущемленным в удовлетворении своего либидо. Для замены упущенному удовольствию он создает себе заменяющее удовольствие и одновременно мстит тем, кто совершил по отношению к нему мнимую несправедливость. Эти же импульсы насильно завладеть неполученным «подарком» имеют место в бессознательном пациенток Абрахама.
Важный невротический симптом - вагинизм, который служит вытесненным фантазиям о кастрации. Его тенденция складывается из двух составляющих – предотвратить проникновение пениса и не выпускать его в случае проникновения – удержать и так «кастрировать» мужчину. В этом случае фантазия содержит кражу члена у мужчины и присвоение его себе.
Пациентка Абрахама, которая рассказала ему о сновидении о шприце с морфием в начале своего брака демонстрировала сложную форму неприятия мужчины. Она страдала истерической аддукционной контрактурой бедра, которая проявлялась при каждом приближении мужа. После устранения этого симптома появился новый – высокая степень вагинизма, которая прошла в процессе психоанализа. Либидо этой пациентки было сильно фиксировано на отце, а перед замужеством она увидела сновидение, в котором ее отца переехали и он потерял ногу и все свои возможности – идея кастрации нашла свое выражение в ноге и возможностях.
Переезд – один из самых частых символов кастрации. Один из пациентов Абрахама, «тотемом» которого был пес, видел сновидение о переезде собаки с потерей ее ноги.
Тот же символ видим в фобии, которая относится туда, где мужчину могут переехать и лишить ноги или руки. Одна из пациенток Абрахама была подвержена этому страху в отношении к разным мужчинам ее семьи.
Кроме того, Абрахам в годы войны обратил внимание на женщин, испытывающих особый эротический интерес к мужчинам, потерявшим руку или ногу из-за ампутации или несчастного случая. Таким женщины отличались особо явным чувством обойденности, а их либидо легче признает покалеченного мужчину, чем мужчину, сохранившего все части тела. Они чувствуют родство с искалеченным и видят в нем товарища по несчастью, поэтому нет нужды с ненавистью отвергать его как здорового человека. Сюда относятся и симпатия некоторых женщин к еврейским мужчинам, так как обрезание ощущается как минимум парциальная кастрация и разрешает им перенос либидо на мужчину. Известны случаи, где смешанный брак заключался пациенткой из такого, хотя и неосознанного, мотива. Сюда относится интерес к мужчинам, получивших какие-либо телесные повреждения и утративших мужское превосходство. В докладе «Женский комплекс кастрации и его проявления» Карл Абрахам отмечает, что женщины, на которых влияет или жизнью которых управляет комплекс кастрации в значительной мере – сознательно или бессознательно – «пересаживают комплекс кастрации на своих детей». Эта женщина влияет на психосексуальное развитие своей дочери так, что устными выражениями с ранних лет принижает женскую сексуальность. Или бессознательно дает почувствовать дочери свое неприятие мужчины, что имеет более продолжительное действие, так как подрывает гетеросексуальность подрастающей девочки. С другой стороны, прямой способ принижения может вызвать форменные шоковые воздействия, такие как слова матери, сказанные ею при вступлении дочери в брак: «То, что начинается сейчас, отвратительно!»
Особо следует отметить невротичных женщин либидо которых сместилось с генитальной зоны на анальную, выражающих свое отвращение перед мужским телом в такой или подобной форме. Эти женщины не осознают последствий своих поступков, оказывая сомнительное воздействие на сыновей. Мать с такой неприемлющей установкой повреждают нарциссизм мальчика, так как мальчик в раннем возрасте гордится своими гениталиями, старается продемонстрировать их матери в ожидании восхищенного интереса. Вскоре он замечает, что мать демонстративно избегает вида гениталий мальчика, даже если не выражает этого словами. Очень часто такие женщины обосновывают запрет онанизма отвратительностью такого прикосновения. Одновременно с этим эти женщины склонны ласкать ягодицы ребенка, часто повторяя слово «попа» или, заставляя произносить это слово, а также обращают преувеличенный интерес на испражнение. В таком случае мальчик вынужден изменить ориентацию своего либидо. Либо оно транспонируется на анальную зону с генитальной, либо мальчика тянет к собственному полу – в первую очередь к отцу, чувствуя общую связь с ним, и одновременно превращается в женоненавистника, который позже станет сверхостро критиковать слабости женского пола.
Это хроническое воздействие комплекса кастрации матери, по мнению Абрахама, как причина возникновения страха кастрации у мальчика имеет большее значение, чем время от времени высказываемые угрозы кастрации, что подтверждается многими анализами невротиков мужского пола. Анальная эротика матери – самый первый и самый опасный враг психосексуального развития детей, поскольку дети в большей степени подвержены влиянию матери в ранние годы, чем отца.
Абрахам отмечает, что освобождение от искажений психосексуальности, от бремени комплекса кастрации создает условия для предотвращения невроза у следующего поколения детей. Поэтому психоаналитическая деятельность – тихая, малопризнанная, тем сильнее окружена врагами работа, но ее воздействие не просто на индивида, но и на его потомство – цель, достойная многих усилий. О психотерапииПонимание того, что психотерапия занимает время, меняет жизнь, направляя ее по другому пути, привносит определение ее целей и задач. Принимать решение относительно желания этих изменений исключительно Ваша прерогатива.
Цели и задачи, которые включает «путешествие» вглубь себя – психотерапия, таковы:
Научиться выбирать и отказываться,
Научиться любить, уважать, ценить себя и других,
Научиться любить, давать, получать,
Проделать работу горя, залечить травмы, прекратить их воспроизводить, сделать их источником своей креативности,
Научиться воспринимать правила и закон как защиту, а не как насилие и тюрьму,
Открыться новому и впустить в жизнь неопределенность,
Сделать свою жизнь эмоционально насыщенной и разнообразной,
Научиться брать ответственность за собственную жизнь,
Впустить в свою жизнь удовольствие и успех,
Расширить диапазон ролей, от которых получать удовольствие,
Понимать кто вы, свои желания, что принесет вред, а что пользу,
Обрести внутреннюю опору и освободиться от зависимостей,
Найти новые, адекватные решения, заменить детские решения взрослыми,
Выйти из семейных и паталогичных сценариев жизни,
Выйти в мир взрослых удовольствий, стать взрослым, мужчиной/женщиной, родителем, определить и занять свое место в социуме,
Развиваться, осваивать и учиться вместо соответствия идеалам, принять свою обычность и уникальность,
Смириться с невозможным,
Жить в реальности, а не в фантазии и иллюзиях,
Соединить психику с телом, быть в контакте с ним,
Избавиться от симптомов и страдания. О реакциях на потерю.
Существует два вида ответа на ситуацию потери – паталогическая (меланхолия и депрессия) и нормальное горе. Горе – это нормальное состояние человека, который столкнулся с потерей, что проживается, оплакивается, а в результате такой психической работы остается память о человеке или о том, что было потеряно, утрачено. Депрессия, в отличие от горя, сложное психическое состояние, паталогическая реакция человека, который кого-то, что-то потерял. Несмотря на то, что элементы депрессивности присутствуют и в процессе проживания горя (человек винит себя в случившемся), но это состояние проходит и, в конечном итоге, человек «отпускает» утрату. В случае депрессии, особенно тяжелом - меланхолии - это состояние остается и переживается постоянно, хотя и может носить скрытый характер в виде соматических проявлений, а также наблюдаться в идеях виновности относительно себя или других, особенно, когда случается неудача, ошибка и др.
Тяжесть психического состояния переживания потери зависит от ее характера, так как потери могут быть двух видов - объектными и нарциссическими, либо объектными и нарциссическими одновременно. Объектная потеря связана с объектом – потерей любимого, близкого, дорогого человека. Нарциссическая потеря связана с потерей чего-то в себе или для себя, хотя и может быть связана с человеком, но больше это поддерживало его нарциссизм (самоуважение). Так, например, нарциссическая потеря - потеря смысла, смена системы ценностей, идеала и т.д. Одновременно нарциссическая и объектная потеря могут быть связаны с потерей дружбы уважаемого лица, измены (как такое могло случиться со мной?), престижной работы, должности и др.
Депрессия – это психическое паталогическое состояние, которое включает в себя клиническую картину, демонстрирующую клинические проявления (симптомы). Обычно это триада симптомов: пониженное настроение, замедленная речь, замедленное мышление и сопровождается все это идеями самоуничижения – «я – плохой, я сделал не достаточно, чтобы этого не было», «я плохо заботился» и т.п. Каждая депрессия сопровождается и телесными проявлениями, такими как, сердцебиения, неприятные ощущения в области сердца, запоры. Метаболизм, то есть обмен веществ, затормаживается, поэтому люди в состоянии депрессии часто набирают лишний вес, а кроме того, используют алкоголь, наркотики, еду для попытки справиться с таким тяжелым состоянием, что временно приносит облегчение, но позже наносит вред организму в целом. Кроме того, близким людям находиться рядом с депрессивным человеком становится психологически сложно из-за его идей самобичевания, обвинения других, а также плохой переносимости депрессивным человеком хороших событий в жизни других людей, поскольку у них подавлена способность радоваться и, тем более, разделять радость других. О нарциссизме
Мы знаем, что каждому человеку необходимо здоровое чувство уважения и любви к себе, которое помогает сохранить жизнь, приумножить достаток, полюбить другого и добиться разных целей. Откуда взять нарциссическую подпитку и как не потерять уважение и любовь к себе – это вопрос, который волнует многих на сегодняшний день.
Нарциссизм условно можно разделить на первичный и вторичный. Первичный нарциссизм связан с самоуважением, это та любовь к себе, без которой невозможно жить. Величина первичного нарциссизма зависит от любви и ухода первичного окружения младенца. Это то, какие представления есть о ребенке у его родителей, как о нем говорят, любовь и слова, направленные в уход за младенцем и забота, которая необходима в самые ранние годы жизни. Все это складывается с первых дней из восторгов мамы, любви папы к маме, из той любви, которой окружен младенец. Это та атмосфера, в которой нуждается младенец в ранние годы, потому что человеческий детеныш беспомощен и зависим от родителей, их ухода, заботы и помощи во взрослении. Однако не всегда жизнь пары после рождения младенца складывается гармонично, а родители часто не в состоянии дать то, в чем так нуждается их ребенок. Например, может так сложиться, что отношения в паре конфликтны или мать рожает и воспитывает ребенка одна, либо ребенка рожают, чтобы решить проблемы в отношениях, может быть предыдущий ребенок умер, а новорожденный стал его заместителем, либо родители страдают депрессией и т.д. При таком развитии событий велика вероятность нехватки нарциссизма или его избытка из-за чрезмерной любви матери, особенно, когда отсутствует ее партнер.
В этих случаях первичный нарциссизм может «утекать» при нарциссических ранах – это значит, что любое унижение, оскорбление, неудачи либо чрезмерной опеки «запускает» процесс «утечки» первичного нарциссизма уже с раннего детства.
Кроме того, если ребенок очень быстро становится самостоятельным, что может радовать родителей, а малыш наслаждается тем, что он так рано стал взрослым – начал рано ходить, научился рано кушать, самостоятельно одеваться и т.д., тогда развивается вторичный нарциссизм. Причем, если ребенок слишком рано развивается, это вовсе не значит, что все хорошо. Это говорит нам о том, что он вынужден что-то делать слишком рано. В этом случае формируется так называемое ложное Я, которое необходимо, чтобы на него не кричали, потому что крик – это тоже насилие, чтобы он не подвергался насмешкам, оскорблениям, унижениям и т.п., чтобы хоть так пооучить любовь. Ложное Я скрывает настоящее Я, которое развивается в таком случае очень медленно, может быть слишком хрупким и недостаточным. И, взрослея, такие дети хорошо учатся, хорошо себя ведут, все время что-то делают для других людей, они радуют своими достижениями своих родителей с самого детства, а потом и всю жизнь. Став взрослыми, они ведут себя так: «я все могу», «я сам себя сделал», «я всего добьюсь», «мне никто не нужен», «мне ничья помощь не нужна» и т.п.
Часто это одинокие люди – мужчины или женщины, очень успешные, которые рожают детей, растят их одни, как будто могут делать это и без мужчин и др. Так, чем меньше первичного нарциссизма, тем больше формируется вторичного нарциссизма, который как будто демонстрирует успешность в решении жизненных трудностей, но в глубине обнаруживает нехватку первичной любви, заботы и уважения к младенцу и его потребностям. О сновидениях
Сновидение – это способ психической переработки, который имеет скрытое (зашифрованное) или почти явное исполнение желание сновидца. Само сновидение – это как картина абстракционизма или как фильм, где каждая деталь имеет свой символ и значение в отдельности, что складывается в общую картину и имеет свой единый смысл. Расшифровка сновидения называется толкованием. А символизация в сновидении необходима из-за цензуры, которой подвергается содержание сновидения. Действие цензуры мы можем видеть на примере того, что, не успев проснуться, буквально сразу начинаем забывать увиденное во сне или неосознанно заменять увиденное другими деталями. Если верно растолковать сновидение, увидеть в нем скрытый за явным содержанием смысл, появляется возможность познать частичку своего внутреннего мира, встретиться со своим желанием. При этом, в детстве сновидения имеют свою особенность – они содержат прямое исполнение желания. Например, ребенок, который днем был на диете из-за несварения, может видеть во сне пирожки или что-то, чего бы он очень хотел покушать.
Главное же в сновидении – сохранить сон и дать человеку отдых. Обычно в сновидении есть связь с дневными остатками – впечатлениями, которые были пережиты в течение предыдущего дня.
Отмечу, что сновидение не имеет ничего общего с тем, что предсказывает будущее, поскольку это лишь индивидуальный психический материал, который прорабатывается, чтобы человек продолжал жить нормальной душевной жизнью, чтобы все пережитое недавно или давно было приведено в такое состояние, которое не будет вызывать тревогу. Однако, скрытое желание, которое содержит сновидение, может быть исполнено в реальности.
Как известно, многие люди видят красочные или черно-белые сны, кто-то видит много снов или небольшие отрывочные сновидения. В любом случае, это говорит о том, что психика человека хорошо справляется со своей функцией.
Бывает так, что человеку снится один и тот же сон, даже кошмары. Может быть так, что человек просыпается от того, что приснился кошмар. Это означает, что какое-то событие в жизни было травматичным, пытается подвергнуться психической проработке. И, хотя здесь мы наблюдаем сбой в главной функции сновидения – сохранить сон, но это означает, что травматичное пытается маленькими частями быть переработанным психически.
Однако есть две серьезные ситуации, заслуживающие внимания – они говорят нам о проблемах в работе психического аппарата. Первая - когда человек вообще не видит сны или перестает их видеть. Это неспособность психического аппарата справляться с тем, что накопилось и велика вероятность какого-либо тяжелого соматического заболевания в дальнейшем. При этом, человек может и не чувствовать никаких проблем и говорить, что все у него хорошо, но это признак негатива – стирания работы психической жизни, опасное для жизни состояние. Вторая ситуация - когда человек не может заснуть или вообще не спит ночами. Тогда мы имеем в виду такой сбой в работе психики, где тревога или что-то вроде навязчивых мыслей, сомнений или чего-то еще мешает заснуть, не дает расслабиться, заставляя держать напряжение. В большинстве своем такое состояние изматывает, мешает работать и нормально жить, приводя к психическому истощению. О передаче травмы поколениями
В некоторых случаях из обыденной жизни мы можем встретиться с непонятными феноменами, которые человек не в состоянии себе объяснить. Я имею в виду те из них, когда с людьми происходят какие-либо необъяснимые несчастья или то, чему он не может дать разумное объяснение. Это связано, прежде всего, с тайнами, которые хранятся в семье и умалчиваются, передаются из поколения в поколение, где есть что-то, происходившее с членами семьи когда-то давно и как будто бы забытое, но тщательно охраняемое как семейный секрет и как будто запакованное в невидимый склеп. Сюда относятся события, болезни, ситуации, сама личность предка или члена семьи. Все это связано со стыдом и виной, мешает идеализированному образу семьи, о чем «неохота говорить», «зачем его/ее вспоминать», «что об этом говорить», «зачем ворошить прошлое» и т.п. Бывает, что это внебрачная связь и внебрачный ребенок, тюремный срок за убийство, мошенничество, кражу, а также репрессирование члена семьи, раскулачивание, уход члена семьи из дома и неизвестность его судьбы, смерть близкого и т.д. В любом случае бессознательное и невысказанное оказывают такое воздействие, что это может случайным образом повториться в поведении или жизненном сценарии любого родственника. Более того, это будет повторяться до тех пор, пока не выйдет наружу, не станет настолько явным, что кто-нибудь, наконец, расскажет тайну.
Так бывает в случае «синдрома годовщины», когда вдовец как будто случайно в день годовщины смерти жены падает и ударяется головой, как упала она, а прожив несколько дней, умирает. Это демонстрирует семейные бессознательные повторения в дни годовщин.
Другой случай, когда взрослый человек – незаконнорожденный ребенок из известной семьи все время злоупотреблял алкоголем, всю жизнь искал информацию о своем происхождении. Поиски «следов» утраченных документов привели его к месту, где находился попугай, который все время повторял одни и те же фразы, расшифровав которые, человек узнал правду и бросил пить.
Еще один случай, когда женщина, прооперированная по поводу порока сердца, который был и у ее бабушки, боялась рожать детей, чтобы не передать по наследству эту болезнь. Она решается на усыновление и выбирает здорового и красивого мальчика, которого приняли в семье как родного. Вскоре у мальчика обнаруживается порок сердца. После этого ребенка оперирует тот же хирург, в той же больнице, где оперировали ее, того же числа и месяца. Все верно, ведь ребенка любят как родного и чувствуют, что он «всегда был членом их семьи».
Таких случаев множество, ведь наша бессознательная память хранит многое, даже если мы этого не знаем и нам об этом не рассказывали, но нас может что-то мучить и не давать покоя, заставлять что-то делать и куда-то идти, ехать и т.д. Это касается любых тайн и недоговоренностей в семьях, потому что наше бессознательное «толкает» на то, чтобы что-то было, наконец, узнанным. О способности чувствовать
Некоторые люди не могут понять, что они чувствуют в теле или внутри себя, что с ними происходит. Особенно это свойственно людям, которые могут заболеть какой-то соматической болезнью и говорить, что не знают как так вышло. Хотя до этого были какие-то признаки начинающегося заболевания – слабость, усталость, недомогание, стрессы, напряжение и какие-то небольшие боли. Это говорит о том, что такие люди не в контакте со своими чувствами - как телесными, так и внутренним психическим миром. Как это происходит?
Чтобы человек что-то чувствовал, что происходит с ним, у него должна была быть такая мать, которая бы чувствовала так, как чувствовала она своего ребенка в раннем детстве. Не каждый человек находится в контакте с собой и со своими переживаниями. Он может быть в контакте с собой только, если у него была такая мать, которая находилась в контакте с ним – чувствовала и понимала, что он чувствует и что с ним происходит. Есть такое понятие как «достаточно хорошая мать» - это мать, которая чувствует то, что происходит с ее ребенком, которого она чувствует. Тогда такой ребенок, когда вырастает, тоже будет себя чувствовать, то, что с ним происходит и в его внутреннем мире, и в его теле. Если мать не могла его почувствовать по каким-либо своим причинам, то сколько бы ни было человеку лет, он так и не сможет себя почувствовать. О возможностях справляться с жизненными ситуациями
У человека есть 3 способа справиться с различными жизненными трудностями:
1 путь - психический, когда мы чувствуем, переживаем, размышляем об этом, фантазируем, видим сны
2 путь - поведенческий, когда что-то делаем, говорим, идем, бежим, помогаем, разводимся, женимся, попадаем куда-то в различные ситуации и т.д.
3 путь - соматический, когда мы не имеем сил психических и физических на помощь приходит болезнь, человек заболевает. Все эти пути помогают нам на определенных этапах жизни и удерживают в ней. О формировании невротического симптома
Пациент боялся зажженных свечей, вызывающих у него страх или даже ужас. В процессе психоаналитической работы был расшифрован бессознательный смысл этого симптома: однажды, будучи ребенком, пациент увидел своих родителей, которые занимались любовью в комнате, он испугался, отвел взгляд и увидел горящие свечи. Так, ужас, испуг связались с увиденными горящими свечами, а само событие о происходившем в комнате родителей, было вытеснено – забыто, но не до конца. В памяти остался след в виде зажженных свечей, к которому привязался аффект страха, ужаса. Воспоминание об этом событии, восстановление связи и обнаружение смысла помогло избавиться от симптома фобии. О навязчивом повторении
Все мы знакомы с таким выражением в народе как "встал опять на те же грабли", которое имеет прямую связь с феноменом навязчивого повторения. Это означает, что человек периодически попадает в одинаковую ситуацию, которая почти всегда заканчивается также, как в предыдущих случаях. Это происходит потому, что в нашей психике есть травматичный опыт, который требует разрешения и психической проработки. В этих случаях у человека возникает тревога или какие-то любые другие непонятные ощущения, которые он не может различить, но что-то толкает на действия, которые он совершает, чтобы избавиться от неприятного внутреннего ощущения. Тогда бессознательно человек "создает" ситуацию, внутреннее становится внешним, происходит разыгрывание внутреннего психического конфликта в реальности - в отношениях с людьми, в ситуациях на дороге, в ошибках, на работе и т.д. Так, человек пытается проработать травматичный опыт, справиться с которым когда-то в детстве не удалось. И происходить это будет до тех пор, пока не произойдет, наконец, психическая проработка. Часто, хотя и не всегда, наглядно это можно наблюдать в парах, когда вступая в новые отношения человек через некоторое время разочаровывается, ведь его ожидания были другими. Все дело в том, что ожидания сознательные были одни, а весь арсенал жизненного опыта не изменился и, все происходит как всегда. Отсюда и возникают плохие обобщения относительно женщин или мужчин. Ведь мы находим тех, с кем хотим разрешить свои проблемы и стать счастливыми, а выходит, что "встаем на те же грабли". О некоторых психических состояниях
В жизни почти каждого человека бывали состояния, которые вызывали тревогу или как минимум растерянность. Это могли быть такие состояния, которые называются деперсонализация и дереализация.
Деперсонализация - это состояние, когда человек смотрит на себя и не узнает, как будто это не он, например, в отражении в зеркале.
Дереализация - это когда человек может оказаться в каком-то знакомом привычном месте и в какой-то момент не понимает, где он находится. Оба эти состояния быстро проходят, человек быстро приходит в себя, хотя бывает немного этим напуган. О судьбе или карме
Судьба или карма – это наше бессознательное. Наше бессознательное состоит из филогенетического и онтогенетического бессознательных.
Филогенетическое бессознательное – это наследие, которое мы получили не только от наших предков, но и от всего человечества. Внутри нас есть все, что было от тех, кто жил до нас. Поэтому все мы одарены и талантливы, имеем большие возможности, которые не всегда используем. Нередко люди удивляются человеку, который сменил сферу деятельности, преуспел в ней и продолжает добиваться успеха. Это и говорит о том, что у нас есть все таланты человечества, использовать которые мы можем, если пожелаем, так как только желание позволяет добиться успеха.
Онтогенетическое бессознательное – это то, что попало в бессознательное, от нашего рождения и от зачатия в процессе взросления. Это наше личное бессознательное.
Так что в бессознательном содержится все, что происходило с нами до мельчайших подробностей. Это и есть та «книга Бытия», куда заносятся все наши грехи. Мы сами так устроены, что «записывается» все, что было с нами – и хорошее и плохое.
Поскольку нам очень сложно говорить, что с нами происходило, мы ни о чем не говорим, родители тоже молчат. Однако ничего никуда не девается, а передается из поколения в поколение по неизвестным бессознательным путям. Врачи могут сказать: «передается генетически». И тогда, все, о чем не говорится «проиграют» внуки. О неврозе судьбы
Есть такой диагноз "невроз судьбы". Его ставят тем людям, которые периодически попадают в тяжелые жизненные ситуации. Это означает, что у человека сильная бессознательная связь со своим родом и, он "проигрывает" тяжелые ситуации, которые встречались в разных поколениях. В этом случае катализатором для проигрывания становится бессознательная вина. Таким образом, человек бессознательно находит наказание. В основе этого лежит моральный мазохизм. Если в семье рассказывают о том, что тяжелого происходило, не скрывают от детей и внуков, тогда проигрывания не будет. Об отношениях в паре.
Когда люди встречаются, желание стать парой возникает у каждого человека по своим собственным осознанным причинам - например, есть желание создать семью, родить совместных детей, либо вместе жить и проводить время. Одновременно с этим, каждый будущий партнер в глубине души (бессознательно) надеется найти в человеке то, чего ему так не хватает - тех отношений, которые станут хорошими. Выбор происходит по принципу "ключ к замку" и, человек может говорить, что давно мечтал о такой встрече, таких отношениях и тому подобное. Итак возникают условия для разрешения своих внутриличностных скрытых конфликтов. В отношениях двоих людей каждый человек "помещает" в другого свою часть и дальше "смотрит" как будет обращаться с этой частью партнер. Например, человек пришел домой и ругает или жалуется на кого-то. Если партнер справляется со своими чувствами, слушая все это, относится с пониманием к чувствам другого, не осуждает и не критикует, а дает время остыть и даже некоторое утешение, тогда конфликт рассеивается и отношения сохраняются, становясь крепче. Это происходит при взаимном искреннем принятии чувств и ситуаций без непрошеных советов и приведения себя в пример. При этом, возникает благодарность, появляется возможность доверия, способности быть самим собой в присутствии другого человека и, такой союз крепнет. Однако, если пара конфликтная, это показывает, что партнерский союз "держится" на "разыгрывании" конфликтов, где каждый пытается "проиграть" с другим человеком, а не разрешить что-то, испытывая некое неосознанное удовольствие от самой конфликтной ситуации. Здесь имеет место навязчивое повторение, где возможность договориться очень мала. Особенно часто это можно наблюдать в садо-мазохистических отношениях, где партнеры менятся ролями постоянно. Такие отношения могут быть длительными, болезненными, но и необходимыми каждому в этой паре. Там, где действует навязчивое повторение, имеет место проигрывание психической травмы. Об аддикциях.
Аддикции - наркомания и алкоголизм - это не-невротические симптомы, а тяжелые расстройства работы психического аппарата. То, что ожидается при аддикции, это немедленное удовлетворение потребности. Причем, потребность эта создана искуственно. Эта искуственно созданная потребность называется психоаналитиками нео-потребность. Корни такой потребности лежат в младенческом возрасте. Когда мама ищет способ успокоения младенца с помощью груди, а малейшее беспокойство малыша "заставляет" мать давать ему грудь даже тогда, когда он этого не хочет. Вместе с тем, мать боится оставить ребенка одного и постоянно находится рядом с ним. Таким образом, происходит навязчивое кормление младенца, что для матери становится самоуспокаивающей процедурой, а сам младенец развивает у себя эту нео-потребность в сосании, которая не может дать ему удовольствия от процесса сосания. Эта потребность становится навязчивой, так как само удовлетворение кратковременно, а ее постоянное сосание приводит к неудовлетворению и успокоению, а к ощущению отчаяния и нехватки. Иными словами, к травматическому состоянию и поведению младенца как будущего наркомана.Наркотик или алкоголь смягчает отчаяние, одалживая для этого удовлетворение, чьи следы проложены в путях самосохранения. В этом случае речь идет о нарушении нарциссического функционирования. Это означает, что у зависимых людей есть большая потребность в самосохранении. Отсюда их хрупкость, скрывающаяся за чрезмерной агрессивностью. Нужно отметить, что сексуальная жизнь возможна под анестезией, а сама сексуальность для таких людей становится успокоительной процедурой. Поэтому необходимо принять алкоголь или наркотик, чтобы совершить половой акт, который нужен, чтобы успокоиться.
Немного о любви.
Что такое любовь? Наверное у каждого свое представление. Однако, самое главное в любви - это, конечно, желание и уважение инаковости другого, его жизненного пространства, его способов взаимодействия с миром и с собой, принятие и сочувствие в трудные минуты, а еще - желание проводить время вместе и удовольствие от интимной близости. Вот, пожалуй, самое главное. Хотя есть еще одно - способность слышать другого и желание понять, что же пытается нам сказать близкий человек.
О панической атаке.
Паническая атака имеет происхождение от любовного томления. Сердцебиение, страх, головокружение и т.п. - все это происходит из любовной жизни человека. Этот симптом часто включает множественные бессознательные причины. Все это происходит из очень сильно наполненной любовной жизни. Много эмоций, чувств, где есть любовь там разум отдыхает.
Как показывает практика, одной из причин булимии является пустота внутри, которая заполняется едой. Эта пустота может "рассказать" о многом - о том, что не говорилось из поколение в поколение - постыдном и неприятном, о том, что происходило когда-то с родственниками и, это никогда не обсуждалось и замалчивалось, о том, что означает эта огромная пустота, где невозможно произвести осмысление ее в словесном выражении. И часто про плохое говорят:"что об этом говорить?", "нечего плохое вспоминать" и т.п. Лучше тогда не переживать, не касаться тех чувств, связанных с плохим, а пойти и поесть - заесть, переваривая огромное количество еды. Так, может даже сам человек становиться тем, кто вмещает кого-то в себя, например, умершего родственника, или даже нескольких живых, кого не смог "переварить". Об абьюзе
Сегодня очень много в интернете публикаций об абьюзе и абьюзерах, но, к сожалению, ничего нет о сути проблемы. На самом деле речь идет о сложной перверсии, которая всегда есть в любой структуре психики, выраженной в какой-либо мере. Это означает лишь то, что наш человеческий опыт проявляется в отношениях с людьми по-разному и ставить клеймо "абьюзер" - это ошибка. В случае психического страдания стоит разобраться - с чем именно человек столкнулся, ведь все наши "столкновения", встречи происходят не просто так, а по причине бессознательной потребности в проработке травматичного опыта - попадания в ситуации бессилия и отчаяния, где каждый из нас пытается справиться с тем, что было когда-то давно и совладать с этими чувствами. Бывает даже так, что человек постоянно пребывает в тяжелых травматичных отношениях, что показывает его потребность задержаться в этом и "проиграть" свое страдание в надежде выйти победителем. Однако, в большинстве случаев это "разыгрывание" лишь повторяет травматизацию и истощает психический аппарат. Именно поэтому возникают советы бросить "абьюзера", развестись и т.д. Однако и это не решает проблему, ведь через некоторое время обязательно найдется новый "абьюзер". Все дело в том, что, если есть болезненный опыт, то человек всегда "найдет" бессознательно того, с кем этот опыт повторить. Наиболее экологично здесь начать психоаналитическую терапию, не разрушая нынешних отношений. О насилии
Есть три вида насилия: физическое, сексуальное и психологическое.
Все три вида серьезно отражаются на психическом аппарате и образе жизни человека. Также эти виды могут сочетаться или использоваться в отношениях, чтобы человек мог достичь своей психологической цели.
При этом, любой вид насилия предполагает нарушение границ любого человека - ребенка, женщины, мужчины. Это означает, что кто-то "вторгается" в жизнь другого как будто без стука входит или врывается с шумом в комнату, расспрашивает о присходящем - контролируя время, контакты, дружбу, принуждая собеседника рассказывать разными способами - обидевшись, манипулируя словами, чувствами, а то и вовсе переходя на прямые обвинения, подозревая в чем-то. Способов нарушения личных и психологических границ множество. Главное в этом то, что нарушение границ позволяет символически или реально проникнуть внутрь и начать там "хозяйничать" - критиковать (не путать с конструктивной критикой), подозревать, обвинять, стыдить и т.д. Таким образом, человек пытается взять под контроль другого, но все это он не осознает, а действует так исходя из собственного жизненного сценария, пытаясь повторить, проиграть травматичный опыт в отношениях и разрешить свои внутренние конфликты с помощью другого лица. Такое разыгрывание - это важный этап в личной психотерапии человека, где происходит осознание и признание того, что происходило раньше, принятие и проживание с целью понимания себя в отношениях с людьми, чтобы не повторять в реальной жизни того, что происходило давно. Поэтому отношения с другими людьми в ходе психологической работы начинают налаживаться, а качество жизни улучшается. О мазохизме
Существует несколько видов мазохизма - нормальный, когда человек способен подождать какое-то время, прежде чем его желание будет удовлетворено. В этом случае, способность выдерживать приемлемое ожидание подкрепляет фантазия о результате, исполнении желания - предвкушение. Так, цель нормального мазохизма - выдержать время на пути к получению результата и насладиться этим результатом. Другой тип мазохизма - паталогический, где главная цель получить удовольствие от страдания и бессознательной вины, если страдание отсутствует. Так, если у человека все хорошо, он непременно бессознательно "организует" ситуацию, где получит наказание и удовлетворение от него, ведь если все хорошо, тогда возникает сильная тревога, которая и "толкает" на неприятности. О разочаровании
Разочарование является всегда следствием несбывшихся ожиданий и представлений о чем-то. Чем выше ожидания, тем сильнее разочарование в случае, когда что-то идёт не так, как хотелось. Разочарование связано с идеалом и идеализацией, которые всегда сопровождают любовные отношения. Большей частью разочарование сопровождается чувством собственного бессилия. Тогда человек чувствует неспособность создавать и управлять ситуацией. Это очень тяжёлое чувство, происходящее из младенчества, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружения из-за своей беспомощности и неспособности быть самостоятельным - ходить, обсоцживать себя, есть, пить и т.д. Его жизнь зависит от ухода, заботы и любви, чувств другого - матери, которая и становится часто разочаровывающим объектом любви ребенка из-за своей неспособности понимать и удовлетворять его потребности. Об аноргазмии
Аноргазмия - отсутствие оргазма. Это состояние возникает в результате того, что дети спали с родителями, в том числе, если и взрослые уже дети продолжают, приезжая в гости, спать в одной кровати со своими родителями.О фригидности женщин
Женщина, которая пришла на сеанс, говорит: "я не могу позволить удовольствие мужчине доставить мне удовольствие". О хорошести
Мы часто можем слышать о ком-то, кто характеризуется как хороший человек - хороший работник, хорошая женщина, мужчина, ребенок. С такими людьми, детьми очень удобно жить, на них всегда можно положиться и всегда известно, что от них ждать, они всегда соглашаются с нашим мнением, говорят в такт с нами и стараются не выделяться из коллектива, быть на уровне и т.д. Это говорит о конформности человека - подстройке под взгляды, мнения, убеждения и ценности других людей. Так просходит, когда человек очень хрупкий внутри и, чтобы не ранить себя, легче не отличаться и не спорить с окружающими, а быть наравне с ними. Это помогало выжить и сохранить себя когда-то давно, в детстве. О выборе партнера
Люди, которые состоят в близких отношениях, в основном смотрят друг на друга через призму сложившегося у них образа самих себя. Этот процесс взаимный. Выбор партнера происходит так, что личность каждого из пары соответствует друг другу к достаточной степени и каждый находит в другом потерянные части своей самости. От того, какие это черты - желанные или отвергаемые, зависит отношение к партнеру. В процессе долгих близких отношений пара "создает" так называемую объединенную личность, которая является источником силы, поддержки и стимулов для развития обоих партнеров и функционирует как единое целое.
психоаналитическая терапия Москва и онлайн
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ